Юго-Восточный центр инновационного развития (ЮВЖД)
О компании
Юго-Восточный центр инновационного развития является подразделением Юго-Восточной железной дороги и элементом сети Центров инновационного развития ОАО «РЖД» (ЦИР ОАО «РЖД»).
Подразделение создано для организации инновационной деятельности и создания инновационной системы в ЮВЖД и его структурных подразделениях для внедрения современных технических средств и технологий на железнодорожном транспорте на основе отбора достижений научно-технического прогресса, использования и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых за счет средств ОАО «РЖД».
Центр осуществляет разработку и мониторинг реализации стратегических и программных документов и выступает в качестве «единого окна» для высокотехнологичных компаний, предлагающих инновационные решения в интересах ОАО «РЖД».
Центр на постоянной основе развивает новые для ОАО «РЖД» инструменты комплексной системы поддержки инновационного развития Холдинга
Ключевые направления
  • Формирование единой корпоративной политики в области инновационной деятельности;
  • Создание и развитие инструментов комплексной системы поддержки инновационного развития;
  • Обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности ОАО «РЖД» и управления правами на них;
  • Развитие культуры инновационной деятельности в компании
Технологические задачи
  • Очистка сточных вод от экологически чистых туалетных комплексов
    Сегодня в экологически чистых туалетных комплексах (ЭЧТК) железнодорожного подвижного состава используют моющие, дезинфицирующие и дезодорирующие средства для промывки, обеззараживания и дезодорации. Опорожнение бака ЭЧТК осуществляется в пунктах обслуживания железнодорожного подвижного состава, оборудованных специальными колонками откачки (СКО), либо специальным автомобилем на железнодорожных станциях. Сброс сточных вод осуществляется в сети водоотведения, в том числе на очистные сооружения организации водопроводно-канализационного хозяйства. Качество сточных вод от ЭЧТК не соответствует требованиям, установленным законом. По данным аналитического контроля существуют превышения по взвешенным веществам, БПК, ХПК, азоту общему, фосфору. нефтепродуктам, жирам, СПАВ, азоту аммонийному. Необходима разработка биоразлагаемых материалов и технологий, направленных на дезинфекцию, дезодорацию и очистку сточных вод от ЭЧТК
  • Композитная выкладка под опоры ЖД крана
    В настоящее время для расстановки железнодорожных кранов под выдвижные опоры выкладывают деревянный брус, который под давлением крана постепенно растрескивается и приходит в негодность, что может привести к ряду опасных ситуаций, например опрокидывание крана. Необходима разработка выкладки под опоры железнодорожного крана на основе композитных материалов которая обеспечит:
    • легкость (возможность переносить 1-2 работниками);
    • прочность конструкции;
    • удобство в укладке и перемещении (поверхность должна быть нескользящая);
    • удобство транспортировки и складирования
  • Морозоустойчивый маслобензостойкий рукав, применяемый для экипировки подвижного состава
    При эксплуатации масло-бензостойкий рукав вступает в реакцию с дизельным топливом, разрушается внутренняя часть, идет расслоение внутренней части рукава т.к. ДТ постоянно находится в рукаве. Из-за перепада температур шланг теряет свои эластичные свойства, перегибается и теряет целостность в местах перегибов. Постоянная замена рукавов ведет к дополнительным эксплуатационным затратам. Необходима разработка материала или способа повышения морозоустойчивости маслобензостойкого рукава
  • Технология для ликвидации течей опасных грузов (нефтепродуктов)
    В настоящее время герметизация течей через повреждение котла вагона-цистерны производится с использованием магнитных пластырей с наложением прокладки из маслобензостойкой резины, либо деревянных пробок. Часто место расположения повреждения (угол, сварной шов, течь клапана, заливно и сливной горловины) не позволяет использовать стандартные методы. Требуется разработка технологии с использованием материалов и приспособлений, позволяющих выполнить оперативную герметизацию течи груза в течение периода от 1-5 минут посредством нанесения на место повреждения распыляемого из баллона вещества (пасты) или скотч ленты. Активное вещество при взаимодействии с атмосферным воздухом и наливным грузом (ГСМ) должно образовывать твердую субстанцию с коэффициентом расширения от 1.3-2.5 раз. Период герметичной стойкости к химическим и физическим воздействиям закупоренного участка должен составлять не менее 24 часов при любых погодных условиях и диапазоне температур от -50 до +55 °С, выдерживать давление груза на место разгерметизации до 1,5 атм.
  • Композитный материал для нанесения шуц-линии на пассажирских платформах
    Пассажирские платформы должны оборудоваться шуц-линиями желтого цвета, представляющими собой линии шириной 100-150 мм с физической высотой 5 мм, для обеспечения безопасности пассажиров маломобильных групп населения. Монтаж бетонных элементов шуц-линий требует выполнения строительно-монтажных работ со значительными финансовыми затратами. Необходимо разработать новый способ монтажа шуц-линий (например, износостойкий композитный материал) желтого цвета шириной 100-150 мм с физической высотой 5 мм для безопасности маломобильных групп населения на пассажирских платформах без проведения строительно-монтажных работ путем нанесения материала непосредственно на поверхность платформы. Материал должен соответствовать требованиям экологической и пожарной безопасности
  • Защитная выкладка для исключения повреждения жд пути от гусениц при выгрузке/погрузке бульдозерной техники с/на подвижной состав
    Перед выгрузкой/погрузкой гусеничных машин с/на платформы требуется обеспечить защиту элементов верхнего строения пути от повреждения, для чего применяется защитная выкладка по ходу движения технического средства до трапов. Выкладка осуществляется с использованием деревянного бруса, шпалы, резины. Данные материалы имеют значительный вес в связи, с чем требуется привлечение дополнительных работников для их разгрузки, доставки, укладки и т.д. При этом после каждого взаимодействия данных защитных материалов с гусеницами тяжеловесной машины происходит их деформация и повреждение, соответственно требуется частая выбраковка и замена выкладки. Необходима предложить композитные материалы для выкладки. Данная выкладка должна быть прочной, выдерживать вес самой тяжелой гусеничной машины восстановительных поездов (60-65 тонн). Она должна многократно выдерживать усилие, передаваемое от движущегося технического средства, не подвергаться деформации, просадке, изменению габаритов
  • Модифицированный железнодорожный настил из высокопрочных полимерных композитов
    В настоящий момент железнодорожные переезды оборудуются настилами из бетона, резины и др. материалов. Бетон, как материал впитывает влагу, что способствует разрушению плит в регионах с резко континентальным климатом в моменты температурных перепадов, бетон начинает крошиться и трескаться. Настилы для железнодорожных переездов из резины не имеют таких недостатков как бетонные, но за счет своей мягкой структуры имеют высокую степень износа и потерю технических характеристик, таких как – появление колейности и расслаивание. Требуется разработка модифицированного железнодорожного настила из высокопрочных полимерных композитных материалов. Настил должен обеспечивать долговечное, прочное и устойчивое к воздействию окружающей среды покрытие для железнодорожных переездов всех категорий, безопасность движения поездов и автомобилей, а также сокращать затраты на его эксплуатацию и ремонт
  • Состав для защиты поверхности катания головок железнодорожных рельсов от налета ржавчины и обеспечения шунтовой чувствительности рельсовых цепей
    В процессе эксплуатации на поверхности катания головки рельса могут образовываться слои и покрытия с высоким сопротивлением электрическому току, что приводит к сбоям и нарушениям в работе. Образование ржавчины на поверхности катания головок рельсов, в следствие чего теряется шунтовая чувствительность под подвижными единицами. Одним из вероятных направлений для решения данной задачи является создание специальных антикоррозионных токопроводящих покрытий для нанесения на шлифованные поверхности рельсов
  • Средства уничтожения сорняковой растительности (Борщевика Сосновского) на объектах железнодорожного транспорта и в полосе отвода железной дороги
    Имеющееся оборудование для обработки полосы отвода от образования нежелательной древесно-кустарниковой растительности и применяемые составы неэффективны в борьбе с борщевиком Сосновского. В первую очередь это обусловлено технологическими особенностями формирования облака наносимой жидкости и составом самого раствора. Необходима разработка средства/технологии, состава и оборудование для уничтожения сорняковой растительности (Борщевика Сосновского) на объектах железнодорожного транспорта и в полосе отвода железной дороги. Состав должен быть сплошного действия, включая специализированные гербициды, с пролонгированным действием на следующие годы. Рабочий раствор и аппаратура его нанесения должна обеспечивать смачивание 70-80% листовой поверхности, с попаданием препарата не только на листовую поверхность, но и на листовую розетку. Максимальная скорость ветра не должна превышать 4 м/с, температура обработки – не более 25 °С.